Фольклор

Беловодье: Мифология

байка о городах

    За более чем столетие существования северо-западного региона, еще с легендарных времен истории Айвэ и Сольвейг и вплоть до наших дней, в Луговище успели образоваться собственные религиозные представления об устройстве мира, являющиеся сплавом традиций пандорских народов и человеческих культов и при этом сильно отличающиеся от остальных верований Пандоры. Почти все человеческое население двух вольных республик остается верно своей простой и самобытной религии, в первую очередь это жители Беловодья и сельской местности. В городе Сольвейге, культурно более близком Центральной Пандоре, в свою очередь последователи ''местных'' богов составляют меньшинство.

    В разных уголках Луговища эта вера имеет свойство сильно разниться. У различных поселений, что щедро разбросаны по бескрайним полям, свои небесные покровители, одни Боги более популярны, чем другие, у них свои обряды, традиции и способы поклонения небожителям. Хотя общий пантеон и положения остаются общими и неизменными, в мелочах верования даже соседних сел часто отличаются.
    Такое положение дел, впрочем, нельзя назвать удивительным — у религии отсутствует единый канон, и если легенды и мифы в городах записываются, в деревнях, где народ неграмотный, древнее знание передается устно и со временем склонно изменяться. Даже какой-либо иерархии жрецов и их организации до сих пор не существует — у вольнолюбивых беловодцев и сольвейгцев все священнослужители остаются равны, конечно, несмотря на наличие наиболее почтенных и авторитетных. В Луговище нет и главнейшего храма, пусть и Храм Всех Богов Сольвейга и святилище на Храмовом Холме Беловодья остаются наиболее почитаемыми и посещаемыми святынями.

    Именно поэтому рассказ об общей северо-западной мифологии заведомо обречен на провал — очень уж велики различия между ее вариациями, чтобы можно было составить какую-то среднюю картину. Даже возможность подсчитать все культы есть дело сомнительное. Гораздо проще и разумнее поведать о наиболее ‘’официальной’’ и известной исследователям, городской беловодской ее разновидности.

    Миф о сотворении мира

    Вначале были лишь вода да небо, и солнце, единственное из всех светил.

    Потом одна крохотная Птица, из тех, что жили тогда в небесах, загорелась мыслью создать сушу, дабы жить на ней. И поскольку не могла она одна совладать с такой задачей, то попросила Рыбу помочь с этим делом.
    Стали они вместе творить сушу. Птица ныряла до самого дна, в клюве своем перенося землю, а Рыба в воде ей помогала. И вот постепенно невысокая горка на дне моря становилась все больше и выше, пока, наконец, она не стала возвышаться, пусть и на самую малость, над безбрежной водной гладью. Но и на этом Птица с Рыбой не остановились, продолжая делать островок все крупнее. Прошло долгое время, прежде чем маленький клочок суши стал огромным по площади континентом. Так появилась Пандора.

    Последней очередью Птица подняла со дна на берег большую корягу, которая должна была стать ей домом. С большим усердием она это сделала. Но Птица не знала, что в коряге жил Сом, мирно дремавший в ней на протяжении вечности.
    Яркие лучи солнца тут же его разбудили. Понял Сом, что не может дышать, будучи вытащенным из воды, и принялся в напрасной надежде жадно глотать воздух.
    Открыл он свой рот в первый раз — и из него вылетели луна и звезды, сразу же принявшись кружиться в небесах в диковинном танце. От движений светил на небосводе произошла магия.
    Открыл второй раз — и из пасти вынесло семена растений, и вышли дикие звери, разойдясь по Пандоре.
    Когда третий и последний раз его рот открылся, то на свете появились пять разумных народов. Предстали по мужу и по женщине каждой из рас, и они ушли куда-то вглубь материка, чтобы никогда больше не вернуться к берегу вновь.
Неизвестно, какие еще удивительные вещи породил бы Сом, но тут он окончательно испустил Дух. И этот большой Дух, покинувший его тело, в единый момент распался на мириады меньших: Хранителей, Демонов и прочих.

    Космология

    Устройство мира, представляемого беловодцами, совершенно просто и навеяно верой известного человеческого культа шкатулочников. Пандора, по представлениям народа Луговищ, представляет собой огромных размеров прямоугольную коробку, или же, по-другому, ларец, существующий посреди безжизненной пустоты.
    На дне этой коробки и живут смертные — в глуби беспримерных размеров материка, омываемого со всех сторон синим морем. И это широкое море граничит со стенками мира, на которых развешаны крохотные огоньки звезд, солнце и луна.

    Яркий диск солнца в течение уже целой вечности путешествует по небосводу, зажигаясь каждое утро на востоке и угасая, дойдя до запада, чтобы на следующий день вернуться вновь. Все светила, включая даже самую маленькую и незаметную звездочку, есть на самом деле Духи, но не те, что хранят пандорцев, а совсем другие. Эти силы природы несколько древнее, ведь были созданы раньше. А солнце — самое-самое древнее из всех, присутствующее в мире изначально.
    Небесные Духи, двигаясь на крышке и стенках Пандоры, исполняют известный только им танец, делясь тем самым со смертными своей силой — магией.

    От магии, излучаемой светилами, двигается и изменяется материк, от нее вздымаются и рушатся горы, появляются болота и пустыни, и леса сменяются полями. Воды же моря из-за нее, никогда не успокаиваясь, бушуют на протяжении многих веков.

    В пространстве между дном коробки, домом смертных, и ее крышкой обитают стихийные существа, Хранители и их злые братья Демоны. А вместе с ними и могучие Боги, те, кто хранит беловодский край и покровительствует его жителям.

    Миф о появлении беловодских рек и озер

    Появлению озер и рек Луговищ мы обязаны огромному псу героя Яросвета, который, кстати, еще появится на этих страницах.
    По легенде, когда еще молодой Яросвет проходил со своим волкодавом по тропе в горах, то поднялась ужасная снежная буря. Испугался Яросветов пес, сорвался с тяжелой цепи, на которой его вел герой, и убежал куда глаза глядят.

    Носился он так по всей Пандоре. И где ступила лапа волкодава, там содрогалась земля. Где копнул он случайно почву во время бега, там появились овраги или русла рек. Где махнул он хвостом, там начинался сильнейший ветер, разрушавший даже жилища. Наконец, прибежал пес на ту землю, где сейчас расположены Луговища. И когда он успокоился и остановился, то бурными потоками текла с его языка вода. Ее оказалось настолько много, что поднялся большой потоп, какой еще не видывала Пандора
    Наконец, вода спала: стекла в вырытые волкодавом ущелия или вовсе испарилась. На тех местах же теперь реки и озера. А в Беловодье их особенно много, ведь именно там пробежал пес целых два раза.

    Миф о появлении Богов

    В далекие-далекие годы, которые не застал и старейший из ныне живущих эльфов, не говоря уж об остальных народах, и когда почти вся Пандора являлась диким и непроходимым лесом, бродил по миру славный воин Яросвет.
    Много он совершил за свою жизнь подвигов и многими делами запомнился людям. Однако, время не щадило даже героев, и Яросвет начал хилеть и стареть. Рука его была уже не такой крепкой, и глаз не столь острым, как раньше. Решил Яросвет найти себе наконец дом, чтобы встретить в нем старость. Да чтоб вдалеке от всего, в тишине и спокойствии, где-нибудь в темном бору, а не в городе или в селе. Решил — и начал искать место для своего пристанища.

    Яросвет еще много лет блуждал по свету, но такое место, что ему бы полностью угодило, не находил. То ли везде ему что-то не нравилось, то ли, даже когда древний герой начинал обживать свой новый дом, его душа вновь рвалась к странствиям, как и в молодости. В любом случае, где бы воин не останавливался, рано или поздно бросал все и заново отправлялся в путь...

    И бродил так, пока не нашел этот край. Самую лучшую из пандорских земель, землю бесчисленных водоемов, благословенную Духами, землю десятков сокрытых среди бесконечных лесов озер и рек. И изо всех этих многочисленных рек и ручейков прекраснейшей была одна, та, что величаво текла, беря начало в далеких западных землях, до которых не доходил ни один из разумных, и рассекала своим извилистым руслом край на две неравные по размеру части. Понял Яросвет, увидев это зрелище, что наконец обрел дом.
    Только вот безраздельно правили беловодской землей в те далекие времена две злые ведьмы: сестры Зима и Военега. Их обиталище было на самом севере края, откуда они рассылали свои гибельные чары. Вода из всех рек и озер была пропитана их опасным, пусть и незаметным колдовством.

    Когда Яросвет узнал, что злобные старухи не дадут ему спокойно жить, то отправился на север дать им бой, чтобы изгнать их из края.
    Сражение с ними длилось долго. Ни одна сторона не уступала ни в чем другой. Самоотверженно бились с храбрым героем ведьмы, пуская в ход все свои древние хитрости и заклятия. Всякий раз Яросвет от них отбивался. Наконец, спустя три дня воин улучил момент и сразил своим клинком младшую из сестер, Военегу. Она тут же замертво упала.     Старшая же, Зима, поняв, что одна она теперь с героем не совладает, обратилась в белую сову и улетела далеко на север. Так Яросвет победил.

    Он тут же вернулся к берегам реки, где раньше хотел возвести себе избу. И прежде чем сделать это, уставший воин позволил себе отпить из той реки воды, так его мучила после битвы жажда. Но еще не спало из той воды гибельное колдовство.
    Только сделал Яросвет самый первый глоток, как свалился замертво. Потому-то река и зовется сейчас Белой, ведь именно белый цвет есть цвет смерти*.

    Там, где нашли себе смерть отважный герой и злая ведьма, стоят два холма. На месте гибели Военеги - сольвейгская скала, куда потом придет Айвэ. А где пал Яросвет — сейчас Храмовый Холм Беловодья. Так и стоят они неизменными уже много лет.

* — Впрочем, это лишь одна из теорий происхождения названия, наряду с происхождением от описания бурности ее потока, случившегося в далекие годы разлива или от вещи такой не лиричной, как загрязнение в прошлом веке алхимическими веществами, окрасившими воду в белый цвет. Какая из теорий верная, вероятно, знают одни лишь беловодские Боги.

    Но было еще одно, главнейшее последствие тех событий.
    Эту страшную битву видели и некоторые дикие звери, обитатели окрестных лесов. И когда участники сражения пали, то их великая сила каким-то неведомым образом перешла им.     Животные, получив ее, превратились в первых могучих Богов:
    Лось, вышедший на звуки боя из зеленых чащ, стал Бором, покровителем охотников и отцом лесов.
    Неуклюжий, но сильный медведь - воинственным Боем, хранителем стражи и ополчения.
    Бык-тур, пасшийся на поляне рядом, преобразился в покровителя скотоводства и степей Скотимира.

    Эти суровые и во многом диковатые небожители стали первыми из сонма беловодских Божеств...



ОБСУЖДЕНИЕ


Нет комментариев.