Фольклор

Тридцать три путеводителя

байка о городах

     Город на севере Пандоры, книжная лавка.
    – Так ты говоришь, что сын книгопечатника? – спросил торгвец-дварф стоящего по ту сторону прилавка паренька лет пятнадцати-шестнадцати.
    – Ученик, – поправил дварфа тот. Он нервно приглядывался, как торговец листает страницы не слишком объёмной книги и изучает буквы, наклоняясь прямо над бумагой. Крошки хлеба, застрявшие в неопрятной бороде, падали на страницы и оставались на них, когда дварф листал книгу дальше.
    Лавочка была тесной, мрачной, совсем не походила на место, освящённое книжной мудростью. Коробки с исписанной бумагой громоздились прямо на полу. Что в них было? Непринятые законы? Чьи-то расписки? Выпавшие страницы древних фолиантов? Отрывая взгляд от той-самой книги, паренёк пытался разобрать слова на этих листах, написанные расплывшимися чернилами.
    – Так, и твой учитель отправил тебя продавать этот путеводитель? – снова спросил торговец.
    – Ха-ха, да! Мне не хотелось никуда ехать из Тролльхейма, но у него, знаете, рука тяжёлая. В прошлый раз, как я ослушался учителя, он тако-ое мне задал! – дварф только хмыкнул, мол, правильно, нечего распускать тунеядцев. – Да и ладно, что не отказался от меня… Мне знаете, домой возвращаться никак нельзя, у меня два брата старших, отцовское дело они уже поделили между собой… я так… меня и назвали-то Третьяком…
    – Ладно-ладно, ещё про игрушки свои расскажи… В общем, книга твоя, смотрю, бумага у ней хорошая, обложка крепкая, да вот шрифт…
    – Что с ним не так?
    – Говоришь, издана печатниками Тролльхеймской Географической Академии? Не их это буквы, вот хоть тресни!
    – Так это новые литеры, старые-то уже износились.
    – Ясно! Кроме драрфов никто как следует не сделает…
    – Мой учитель как увидел эти новые, сразу в ярость такую впал, я аж испугался, что он берсерк! Кричал: уродство, как я честным пандорцам в глаза смотреть буду! Ну, литеры ему переделать обещали, но те ещё не готовы, а путеводитель-то сейчас нужен.
    Торговец захлопнул книгу.
    – Да уж, парень, такой товар не залежится, по рукам!
    Парень сгрёб монеты с прилавка и, обещав ещё заглянуть в лавку, вышел вон.
    На улице он вытащил из сумки ещё одну книгу – последний оставшийся у него экземпляр «Путеводителя по новому городу Кострищу». Всё так, так и сказал дварф: и обложка, и бумага, парню было даже жаль, что торговец не похвалил тиснение и роспись позолотой на обложке, где в узорах можно было разглядеть элементы городского пейзажа. Да и само начертание букв вовсе не казалось ему уродливым, наоборот в «путеводитель» он вложил всё, чтобы сделать его как можно больше похожими на редкое и дорогое издание. Всего он успел сделать тридцать четыре книги, сам набирал строчки букв, сам переплетал, сам расписывал обложки. И сам же продавал. За последний квинт он побывал во всех северных городах, разумеется, кроме Тролльхейма и тех самых новых городов, в которые и караванов-то пока нет.
    Путеводитель был фальшивкой. Да, это было «не хорошо» обманывать путников и библиофилов, но не написал же он, что это богами неведомое Кострище полностью безопасное место, а на дорогах к нему патрули через каждые двести метров. Разве не обманывают пандорцев каждый день и куда более крупно? Посреди дороги крестьянин пытался сдвинуть с места неподъёмного осла. Мужик-то конечно не видел, как внутри железного корпуса мучается псевдо-душа, как рвётся наружу, не понимая, за что она оказалась заперта в колченогом неуклюжем теле. Но он это чувствовал, отворачивался, ускорял шаг, крепче сжимал в руках книгу, одуряюще пахнущую свежими чернилами и новой бумагой. Да, он и сам был лжецом, не суди и не судим будешь.
    Почему именно путеводитель? Разве не мог он создать другую книгу, выдать её за давно утраченную? Мог, у него был готов текст для набора, запасены все необходимые материалы… но внезапно все заговорили о новых городах, как не попытаться урвать себе кусок пожирнее? Это же всё равно его путеводитель… Почему именно Кострище? Просто так. Наверное, потому что начинается на «Ко».
    Осталось всего ничего – продать вот эту самую, последнюю, книгу. За его спиной, в другом конце улицы раздался взрыв. Парень лишь снова вцепился ногтями в кожаную обложку книги, и наклонился низко, как от острой боли в животе. Послышался шум толпы. Кто-то толкнул его сзади, стремясь убраться подальше, он пошатнулся, но всё также прикрывал книгу своим телом, как будто подделка была чем-то самым ценным в его жизни.

Путеводитель по новому городу Кострищу



    Кострище – новый город на северном фронтире.

    Что же представляют собой городские районы? Ответить на этот вопрос и предстоит данному путеводителю.
Первое, что открывается путешественнику при входе в город – это низкая и неказистая орочья стена, а за ней – юрты, то их больше, то меньше – этот район называют палаточным городком. Но, хоть его и видят первым, возник он последним, и правильнее будет рассказать о нём в последнюю очередь.

    Торговый квартал

    Минуем пока палаточный городок и последует дальше, за высокую и надёжную дварфийскую стену. В какие из трёх ворот вы бы не вошли в Кострище, вы столкнётесь с торговым кварталом. Это – самый большой городской район за стеной, здесь есть всё, что нужно любому путешественнику.
    Войдя в торговый квартал с севера и свернув налево, вы вскоре увидите перед собой Гостевой двор – крупное скопище трактиров, лавок, мест для ночлега и развлечений, рассчитанных, как на средний кошелёк, так и на тот, что потоньше.
    Более престижную гостиницу «Красная раковина» можно обнаружить у западных ворот города. Она всегда порадует постояльцев качеством обслуживания, хотя не стоит ожидать от её названия эксклюзивного внешнего вида.
    Если же вы прибыли в Кострище верхом, или вам посчастливилось доставить сюда свой караван, проезжайте мимо гостевого двора, и вы попадёте прямиком в караван-сарай, место, где вашим животным будет предоставлено всё самое лучшее для отдыха, а стражники города смогут убедиться, что вы (или иной торговец) не пытаетесь провести в город запрещённые товары. Также же примите к сведению, что в Кострище запрещены к продаже материалы для некромантских и демонопоклонических ритуалов и любые материалы, полученные убийством представителей разумных существ, будь то пандорец, или же варвар. Легко найти караван-сарай и въехав в город через восточные ворота – вам нужно лишь обогнуть сторожевую башню внутренней стены, ту, что будет по правую руку.
    Если же цены на еду в Гостином дворе покажутся вам слишком высокими, смеем советовать вам покупать продукты на кострищенском крытом рынке. Крытый рынок – то самое место, где всегда можно найти любые продукты питания, а также незатейливые образцы орочьего народного искусства, если вдруг вы окажетесь заинтересованы в этнографии. Местные жители покупают тут всё от глиняных горшков до жареных скорпионов. Навесы над торговыми рядами, за которые рынок и получил своё название, отлично помогают защититься от палящего солнца и придают ему весьма своеобразный вид. В дни ярмарок крытый рынок становится особо шумным местом – всё население города, кроме разве что самых богатых жителей, веселится и гуляет прямо здесь.
    Недалеко от рынка можно найти лечебницу, а с другой стороны, ближе к восточным воротам, отыскать ломбард «Мельница гремлина», принадлежавший ранее Мастеру Хорлугину. Слухи гласят, что на этом месте и правда раньше стояла мельница, захваченная «гремлинами-мукомолами».
    В торговом квартале расположен и вход в старые шахты дварфийской общины, найти их у гостя города, впрочем, вряд ли получиться.
    <…˃

    Ремесленный квартал

    Нагулявшись по торговому кварталу, вы можете заглянуть в ремесленный. Расположен он на западе Кострища, южнее западной части торгового. Здесь находиться множество мастерских, в которых вы можете найти лучшие изделия местных кузнецов, портных, сапожников, ткачей, кожевников и прочих.
    Северо-западная часть квартала занята двумя видными зданиями. Одно из них – Ремесленное Училище Таиджут. Начало ему дала мастерская оркессы «Кожи и меха», ныне это главное образовательное заведение города, где желающих учат всему, включая чтение и письмо. Впрочем, дети зажиточных горожан обучаются на дому.
    Прямо по соседству с училищем находится ещё одно примечательное здание – «Бумажный лес» Мастера Борчу, место производства бумаги, на которой, кстати, и напечатан данный путеводитель. Поскольку потребность     Кострища в бумаге небольшая, а древесину приходиться завозить из отдалённых северо-западных земель, большую часть года цех не работает. Напротив него расположена канцелярская лавка «Чистый лист», где, несмотря на название можно купить и книги, обычно на всеобщем языке. Который, к слову, является основным языком Кострища, несмотря на подавляющее число орков.

    Центр Кострища

    Южнее крытого рынка открывается проход в центр города. Это тихое, обычно безмолвное место. С запада над центральной площадью возвышается величественная ратуша, с востока – дом лордов Дельвигов. Это два самых массивных здания города, во всю демонстрирующие величие дварфийской архитектуры. Благодаря им кажется, что на центральной площади всегда царит прохлада и незыблемость. Иногда с помоста возле ратуши объявляются решения совета, в такие дни площадь сложно узнать. Центр города заметно отличается от торгового и ремесленного кварталов, здесь каждый встречный даст вам понять, что вы – чужак и вам не рады.
    День шута <…˃
    С южной стороны центр (как, впрочем, и ремесленный, и звон-квартал) ограждает Южная стена. Южная стена, также, как и прочие внутренние стены, построена дварфами, но её не принято звать «дварфийской» или «старой». Она ниже их, ворота в ней больше напоминают калитку и практически никогда не закрываются. Однако, сперва мы обогнём дом Дельвигов с севера по небольшому проходу. Эта узкая неприметная улочка и приведёт нас к звон-кварталу.


    Звон-квартал

    Также, как и ремесленный, этот квартал расположен южнее торгового, но на востоке, а не на западе. Он немного меньше ремесленного. В этом квартале расположены дома местных богачей, театр, библиотека, единственный в Кострище храм, единственный в городе парк. И тюрьма, так уж вышло.
    Многого про театр, называемый обычно старым, сказать нельзя, после открытия сцены Мастера Гардасана он используется крайне редко. Библиотека также не может похвастаться чем-то особым. Сухой воздух пустыни мало вредит книгам, тем более, в них редко заглядывают.
    Парк – практически единственное место в городе, где можно найти зелень. В нём есть и фонтан, но, как и библиотека, особой популярностью он не пользуется. Состоятельные горожане проводят здесь праздничные дни.
    Храм – единственный храм Кострища был построен дварфами в честь Творца. Сейчас в нём хозяйничают орки первые десять дней каждого квинта. В одиннадцатый и двенадцатый день храм принадлежит людям, в тринадцатый и четырнадцатый дни он возвращается к своим создателям. Пятнадцатый день и праздничные дни считаются общими. Кострище – не религиозный город, он не привлекает служителей культов, а священники трёх разных религий не пытаются присвоить храм в своё единоличное пользование.
    Тюрьма и площадь перед ней ничем не примечательны. Во время казней, как и везде, здесь собираются зеваки, разве что казни в Кострище не слишком частые и не слишком зрелищные.
    В звон-квартал, по заверениям некоторых субъектов, можно проникнуть из палаточного городка через секретный лаз в стене, но проверке эти слухи не поддаются.

    Прибрежье

    Теперь вернёмся в центр и пройдём, наконец, через ворота южной стены. Вас смущали недружелюбные взгляды встречных в центре и звон-квартале? В районе прибрежья на вас будут смотреть куда хуже! Вам вряд ли получиться объяснить, что вы просто заинтересованы древними развалинами. Очень рекомендую вам взять с собой проводника из числа местных жителей. Прибрежье – это район местной бедноты, вас зря беспокоили юрты палаточного городка, всё отребье Кострища обитает именно здесь. В прибрежье нет никакого архитектурного стиля. Пандорцы живут в чём попало. Орочьи юрты с насквозь дырявым войлоком, мазанки, слепленные из так сказать «подножных материалов», избы и землянки, такие косые что одни от других почти не отличаются, и даже дополненные какой-то ветошью древние развалины. Часто вокруг жилищ имеются перекошенные заборы. Всюду бродят козы, овцы и курицы. Живут бедняки огородничеством, ловлей рыбы, продажей молока, шерсти и яиц. Земля на берегу озера не плодородна, и, возможно, где-нибудь в деревне, их труды принесли бы больше пользы, да и что скрывать, не так уж и усердствуют здешние обитатели в своей работе. Когда бы вы не посетили прибрежье, вы обязательно столкнётесь с теми, кто просто сидит у входа в своё жилище. Этот орк, человек или дварф всё время будет злобно сверлить вас взглядом, пока не «передаст» слежку за вами другому такому же субъекту.
    Восточная и западная дварфийские стены упираются прямо в берег озера, заканчиваясь, соответственно восточной и западной башнями. Эти две башни чуть ли не в полтора раза выше остальных башен внутренних стен, с вершин их открывается замечательный обзор на город и озеро, как утверждают стражники города. Таким образом, прибрежье защищено стенами с трёх сторон, а с юга – озером. Возможно, озеро и не является надёжной преградой, но так и Кострище – не форт.
    Как известно, на гербе и флаге города изображена одна из древних построек, найденных на месте нынешнего Кострища. В городе её называют беседкой. Найти её, исследуя район прибрежья, не составит никакого труда. Беседка представляет собой сооружение с крышей, напоминающей крупную раковину. Стены постройки сильно повреждены и напоминают колонны, на которых и держится крыша. Беседка, как и другие доисторические развалины, построена из красного песчаника, имеющего в районе Кострища необычную плотность и твёрдость для этой породы. Другое интересное здание в Кострище называют минаретом. В неизвестном нам прошлом минарет возвышался в виде спирально закрученной башни с острой верхушкой. Сейчас он лежит разбитым на несколько частей, лишь нижний этаж остался на своём месте. Неизвестно, что за стихия разрушила этого исполина, но ориентация лежащих фрагментов башни, указывает, что эта разрушительная сила пришла с северо-востока. В плане исследований минарет несомненно интереснее остальных развалин, и всё ещё ждёт того, кто раскроет его тайны.
    Озеро является главной драгоценностью пустынного города и нарушение любых законов, касающихся его, ничем хорошим не закончится. За чистотой озера непрерывно следят, а заседания совета на тему очистки городской канализации и сточных вод происходят настолько часто, что вошли в городской фольклор и постоянно служат источником шуток.
    Отдельно стоит рассказать о рыбалке в озере – она запрещена! Ловить рыбу можно только жителям прибрежья и только для еды. Причиной такого запрета является то, что рыбы в озере мало, и многие её виды не встречаются в других водоёмах Пандоры.
    Праздники <...˃


    Палаточный городок

    Теперь, изучив старые районы Кострища, настало время вернутся в палаточный городок. Этот район вырос из юрт орков, приехавших на заработки, или на ярмарку, или просто перебравшихся на новое место, но не сумевших купить жильё за городскими воротами. Численность обитателей палаточного городка постоянно меняется, в иные годы за их счёт население города возрастает вдвое, а то и больше. Первоначально, юрты тянулись вдоль всех трёх дорог. Сложно было в таких условиях говорить о безопасности горожан, и совет города решил оградить «палаточников» новой стеной. Так и была построена внешняя, орочья стена. Своими очертаниями она являет собой неровный разомкнутый круг, прилепляясь восточным и западным концами к дварфийской стене. Также, как и в последней, в орочьей стене трое ворот и имеются свои башни, правда ниже дварфийских. Выхода к озеру у палаточного городка нет, но зато есть многочисленные колодцы.
    В палаточном городке есть кварталы и улицы. Большая Проезжая улица тянется из западных ворот внешней стены, проходит западные внутренней, пересекает торговый квартал, выходит из восточных внутренних, возвращается в палаточный городок и заканчивается у восточных ворот внешней стены. Выездная улица берёт начало на площади, занятой крытым рынком, выходит из северных внутренних ворот и продолжается по палаточном городку, оканчиваясь у северных внешних ворот. Среди остальных улиц палаточного городка выделяется Дуговая, в соответствии с названием, идущая параллельно внешней стене.
    В последнее время в палаточном городке стали появляться и настоящие дома, но и до них в нём существовали постоянные объекты. Например, две кузницы, открытая сцена Гардасана, скотобойня. Сцена Мастера Гардасана «Грозовой день» является куда более популярным местом, чем старый театр и, притом, вход в него совершенно бесплатен. Найти её можно, если свернуть на юг с восточного конца Большой Проезжей улицы.
    Кроме того, в палаточном городке расположено хозяйство Мастера Вейгхаза «Пункт передержки» и его же лаборатория. Оба объекта использовались им для изучения болезней животных.
    Недостроенная арена для игр в камнебол <...>
    Палаточный городок патрулируется стражей ничуть не хуже торгового квартала, и лучше остальных районов.

    В этом путеводителе я постарался кратко рассказать о районах Кострища и интересных местах в нём. Смею надеяться, приведённая мной информация окажется полезной различным слоям населения Пандоры.

    Издано печатным отделением Тролльхеймской Географической Академии.


Фолк прикреплён к Коркатталю. Это не ошибка - поддельный путеводитель по Кострищу был получен переделкой из путеводителя по Коркатталю. Что сейчас происходит в Коркаттале не моё дело. Городом занимаются другие люди и отношения к Коркатталю я сейчас не имею, но когда-то это был мой город и путеводитель я писала для него. В путеводителе упоминаются Мастера, реально жившие когда-то в Коркаттале, и в летописи города встретить их можно.



ОБСУЖДЕНИЕ


Нет комментариев.