Некоторые из писем, которые Замятня, вместе с другими бумагами, сжёг ночью, в конце жаркого месяца, в костре на пустыре за старой мельницей.
__________________
Господину начальнику южного отделения стражи капитану Замятне господина начальника городской стражи Снорри
ПРИКАЗ
В кратчайшие сроки провести неофициальное расследование по вопросу обвинений в адрес известного Мастера-барда орка Гардасана. Оный, согласно показаниям нескольких свидетелей, множество раз пел в местах скопления народа (в трактирах, на площадях и пр.) скабрезные куплеты и недозволительные песни, высмеивающие систему управления нашего города в целом, и в частности господ городских советников Стрекало, Бронуту и Айольга.
Особо тщательно проверить информацию о подстрекательствах к бунту, кои, по словам свидетелей, явственно прослеживаются в творчестве господина Гардасана.
В связи с общественным положением всех четырёх выше означенных персон, дело необходимо вести крайне деликатно и сохраняя конфиденциальность. К помощи личного состава не прибегать, все дознания и следствия проводить лично. Подтверждение или опровержение (подкреплённые доказательствами) показаний свидетелей необходимо найти до следующего голосования на выборах в Совет города, т.е. до конца жаркого месяца этого года.
10 сырого
__________________
Господину Снорри, начальнику городской стражи.
Спешу сообщить первые сведения, полученные мною в ходе приватной беседы с Веселином — трактирщиком в "Светлом окне". Трактирщик готов подписать свои показания.
Третьего дня (т.е. восьмого дня сырого месяца сего года) в эркере "Светлого окна" изволили ужинать господа советники Бронута и Айольг. Ничего примечательного не происходило до момента появления в трактире господина Гардасана (трактирщик Веселин давно знаком с Мастером-бардом и клянётся Богами, что это был именно он). Мастер действительно стал безо всякой видимой причины высказывать оскорбительные речи в адрес советников, только узнав о их присутствии. После, выпив много хмельного, бард вошёл в эркер. Оттуда доносились приглушённые вскрики и грохот посуды. Затем господин Гардасан ушёл, а советники вышли охая и держась за бока. Лица их были в синяках, куртка господина Бронуты была порвана.
Веселин указал нескольких свидетелей, присутствовавших в тот день в трактире. Имена мною записаны, но беседы проводить пока не считаю нужным — это может вызвать нежелательный шум.
Начальник южного отделения стражи капитан Замятня.
11 сырого
__________________
Господину Снорри, начальнику городской стражи.
Мне удалось добыть сведения, которые не попали в протоколы стражи. Источник — нищий Ухватка, по прозвищу Кривуля — вероятно, не вызовет доверия ни у кого, кроме меня самого. Но я готов ручаться за него, ибо знаю со времён, когда служил простым патрульным. Кривуля много лет является моим надёжным информатором.
По его словам, 21-го дня прошлого месяца, когда произошёл известный инцидент (драка господ Гардасана и Стрекало) на всех свидетелей при опросе было оказано давление. Советник явно намекал на неприятности, которые всем устроит, если кто-нибудь скажет не так, как было велено. Давление усугубил прибывший на место происшествия десятник Харинг, получивший от советника кошелёк. На самом же деле, как утверждает Ухватка, ссору начал господин Стрекало, отзываясь весьма не изящно о таланте господина Гардасана и его матери. Не смею цитировать всё, что поведал мне мой старый информатор, но клянусь своей карьерой, стерпеть подобного не смог бы никто.
Ухватка, будучи нищим, как свидетель тогда никого не заинтересовал. На него вовсе не обратили внимания. При особой необходимости я уговорю Ухватку свидетельствовать на суде или для протокола.
Начальник южного отделения стражи капитан Замятня.
13 сырого
__________________
Господину Снорри, начальнику городской стражи.
Подтвердилась связь господина Гардасана с бандитами, промышляющими разбоем к востоку от города. По полученным мною сведениям (от информатора из числа мелких воров) Мастер несколько лет назад выручил главаря банды — подкупил судью, который заменил бандиту казнь на каторгу, с которой тот позднее бежал. Главарь этой банды в те годы (а именно шестнадцать лет назад) организовал крестьянский мятеж против городских властей. Смею напомнить, что в то время городской Совет вёл сомнительную политику, в следствие которой в окрестностях был голод, и без малого половина жителей деревень погибли.
Я тайно (согласно указаниям) перепроверил списки тех, кто подавлял мятежи или имел иное отношение к событиям. Как выяснилось, господа Стрекало и Айольг командовали карательными отрядами. Господин Бронута служил секретарём при тогдашнем советнике (господине Даливите), подписывавшем многие смертные приговоры участникам восстаний.
Считаю, есть основания полагать, что Мастер-бард Гардасан может иметь информацию о таинственном исчезновении тринадцать лет назад господина Даливита, а так же о серии убийств (в то же время) ряда чиновников.
Начальник южного отделения стражи капитан Замятня.
24 сырого
__________________
Здраствуйте, господин Замятня. Надеюсь, что вы боле не станите меня беспокоить, ибо втинули меня явно в грязное дело. То что я вам должен, я уплатил с лихвой. Лучше уж отправьте в тюрягу, но работать с вами мне дале никак нильзя.
Должен заметить, что выполнить ваше "небольшое поручение" оказалось весьма не просто! Я рисковал. Думаю, нет ниобходимости пояснять вам, что бы ждало меня, узнай мои друзья, что я вам помагаю.
Итак. Орк, чей словестный портрет вы мне дали, очень пахож не некого Мотыгу. Этот тип лет десять-пятнадцать назад получил прозвище за то, что мотыгой забил насмерть несколько городских чинуш, пивших из народа кровь. Похоже ваш орк — участник нескольких бунтов против городских властей. Да не просто боец на мясо, а завадила. Во всяком случае, Мотыгу в криминале уважают. Есть у него друзья и средь наших, и средь ходоков. Говорят, что он вобще не злой, но люто ненавидит, когда притесняют бедноту, крестьянство и прочих голодранцев. Ко всяким сикретарям, советникам, да и к вашему брату стражнику жалости не ведает.
Ещё шепнул мне один знакомец, что пару лет назад какой-то орк с бандой грабанули мелкий банк на севере. Может то был и не ваш, тем боле, что подельники называли его Голос, а лица они под масками прятали, но вроде бы парни тогда взяли только деньги каких-то толстосумов из нашего с вами города. И телосложение сходится. Потому и решил, что вам может быть интиресно.
Повторюсь — боле ко мне не обращайтесь!
__________________
Господину Снорри, начальнику городской стражи.
Сообщаю вам, что инкогнито присутствовал на выступлении господина Гардасана. Могу подтвердить тот факт, что в некоторых своих песнях он призывает к борьбе за права крестьян и ремесленников. Осуждает жёсткие методы борьбы с преступностью. Также можно услышать намёк на некомпетентность многих советников не только в нашем городе, но и вообще в Пандоре. В его пестнях безусловно есть резкие и оскорбительные выражения в адрес городского управления, властей и даже стражи. Но объективности ради должен подчеркнуть, что всё это он говорит только и исключительно в адрес жестоких, коррумпированных и глупых чиновников. Для лица таковым не являющегося причин оскорбиться не вижу. К тому же, большинство песен — это разные баллады, героями которых выступают простые пандорцы или положительные ходоки.
Банкир, о котором я писал четвёртого дня, подтвердил, что пятнадцать лет назад господин Айольг проводил частные операции с крупными суммами.
Дальнейшее расследование приобретает явный политический окрас, и проводить его не официально, сохраняя конфиденциальность, нахожу возможным только при наличии особых полномочий.
Прошу дать дальнейшие указания.
Начальник южного отделения стражи капитан Замятня.
5 жаркого
__________________
Господину начальнику южного отделения стражи капитану Замятне господина начальника городской стражи Снорри
ПРИКАЗ
Все записи, сделанные в ходе расследования по вопросу господина Гардасана, спрятать вне отделения городской стражи. Добытую информацию считать особо секретной. Расследование прекратить.
6 жаркого
__________________
Мой дорогой господин Замятня, позвольте выразить свои глубочайшие соболезнования. Как и Вы, я скорблю по безвременно ушедшему господину Снорри. Знаю, что Вы были с ним старыми друзьями. Не могу пока себе представить, сколь трудна была его работа, как много сил он отдавал родному городу и долгу, что сердце его устало биться в столь раннем возрасте... Но Вы — капитан стражи. Опытный воин, следователь и руководитель. Вы нужны вашему отделению, нужны городу. Нужны мне, в конце концов. И потому сообщаю, что Ваше прошение об отставке я удовлетворил, но надеюсь, что немного отдохнув и оправившись от потери, Вы вернётесь на службу и поможете мне следить за порядком.
начальник городской стражи Стрекало
20 жаркого
__________________
Господин Замятня, ваше письмо получил. Рад тому, что вы с нами. И спасибо за ценные сведения.
Искренне жаль вашего друга. Он был благородным дварфом. Клянусь — они ответят.
Место, которые вы указали, ненадёжно. Ждите. Я свяжусь.
Гардасан
__________________